Вот и всё, остывают стволы и наводчик .... (gastatalex) wrote,
Вот и всё, остывают стволы и наводчик ....
gastatalex

Category:

Замыслы Гоголя


В холодные месяцы, ноябрь и декабрь  в Литературном клубе Лабиринты , https://vk.com/in_labyrinth  был Николай Васильевич Гоголь, который не раз в своих произведениях воспел теплый и благодатный край – Малороссию.

Это мне раньше думалось, что у Гоголя оно все больше про галушки, про птицу, которая не долетает до середины Днепра, хотя…. каждый год перелетные птицы его перелетают два раз туда и обратно, про вареники сами собой залетающие в рот, про де демонизированную чертовщину, где чорт, это неприятный, но все таки сосед и если ты внутри себя ему не подался, а готов с нечистой силой бороться, хотя бы и с помощью крестного знамения, то ты всегда победишь. Но это все ранний Гоголь, тот Гоголь, который  почти все свои произведения выдаст залпом с 1829 по 1836 год.В 1836 году Гоголь напишет Ревизора, и уедет за границу по иронии судьбы на том же самом пароходе, который привезет в России голландского посланника Луи де Геккерена и его «приемного сына» некого французского дворянина Д’Антеса.

А дальше будут первый том «Мертвых душ» , «Шинель», «Избранные места из переписки с друзьями» и второй том «Мёртвых Душ». Ревизор будет переломным произведением в творчестве Гоголя, где от малорусского юмора, сатиры на петербургское чиновничество, а ведь Гоголь сам служил мелким чиновником и хорошо знал эту среду изнутри, Гоголь перейдет к утопическому замыслу «Ревизора».Замыслу согласно которому пьеса с кафедры театра, как с кафедры церкви должна была исправить человека. И в этом был ее утопический замысел, в исправлении человека, который все время действа пьесы должен был от души смеяться над ее героями, а в конце во время последней сцены, когда актёры должны были замереть, вдруг…осознать, что все это время он смеялся над самим собой и теперь перед ним в последней сцене просто поставили зеркало.Замысел, который не смог реализовать театр Гоголевского времени. Актеры того времени пытались сыграть Хлестакова жуликом и авантюристом, но он же не жулик, он просто попал в такие обстоятельства и захотел, как любой из нас иногда хочет, но согласитесь, же что любой человек иногда хочет казаться лучше, чем он есть на самом деле.

По воспоминаниям Олега Табакова, а он играл Хлестакова, ему эта роль долго не удавалась, не удавалась до того момента, когда к нему обратились из руководства культурой СССР  с такой просьбой: «Дескать приезжают иностранные актеры, а они так напуганы , что якобы у нас тут полная не свобода и репрессии, тьма, мрак и ужас, нам бы не хотелось их принимать официально, не могли бы Вы их пригласить к себе на квартиру пожить некоторое время у себя, и не официально пообщаться в неформальной обстановке». Табаков согласился, и рассказывал, что когда он принимал гостей он поймал себя на мысли, что он хочет и  у него это получается казаться лучше, чем он есть на самом деле, и с тех пор роль Хлестакова ему стала удаваться.

Осуждали проблему второго тома «Мертвых душ», и пришли к очень интересному выводу. Ведь замысел «Мёртвых душ», был  не мене утопическими, чем замысел «Ревизора», только здесь был замах по переустройству не отдельного человека, а всего государства Российского. По этому замыслу у  «Мертвых Душ», должно было быть не два, а три тома, по аналогии с «Божественной комедии» Данте -  «Ад», «Чистилище», «Рай».И первый том «Мертвых Душ», это «Ад». Он Ад потому, что мертвые души, там это не умершие крестьяне, которые у Гоголя там показаны при их жизни самими живыми, а мертвые души там у тех кто их продает и кто их покупает, они мертвые, мертвые духовно.

И ведь показать пороки, высмеять их у Гоголя всегда получалось блестяще, но ведь показав их надо было и показать и путь исправления их, а ведь наверное именно это у Гоголя не получалось во втором томе, поэтому он был им не доволен. Гоголь не был революционером, он был сторонником существующего монархического строя, и путь исправления общества видел в исправлении Человека, прежде всего дворянства, возвращения его на путь подлинного христианства, где помещик был бы отцом своим крестьянам. Гоголь оказался зажат между зарождающимися буржуазными отношениями, миром чистогана и на мой взгляд некой вариацией на тему христианства Синодом, главу которого Победоносцева,  как считается в некоторых кругах,  чуть позже Достоевский выведет в образе «Великого Инквизитора». Маркс еще только начинался. Путь исправления Человека только намечался. И осознание невозможности в России, в которой он жил такого пути исправления, невозможности его показать в последующий томах «Мертвых Душ» и привело к тому, что Гоголь, сжигает второй том.

В общем, в который раз,  я шел со встречи литературного клуба  «Лабиринты», а сзади меня по снегу волочились ошметки разорванных в клочья шаблонов.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments